Сабантуй — История возникновения праздника, обычаи. Когда появился и как празднуется сабантуй Влезание на верхушку столба

Молодые татары в изумрудно-зеленых тюбетейках с золотой вышивкой, юные красавицы в национальных костюмах ярких цветов, чак-чак, сочные парамачи, семейные конкурсы, ну и конечно же песни и пляски.

В «Саду Дружбы» прошел увлекательный семейно-молодежный вкусный Сабантуй-2018. На протяжении всего дня в парке прошли народные гуляния, праздничный концерт, выставка фотографий и изделий ручной работы, а также увлекательные конкурсы, в которых с азартом участвовали почти все посетители.


Сабантуй - древнейший праздник

Сабантуй - самый древний татаро-башкирский праздник, который не имеет точной даты, но традиционно проводится в начале июня, по окончанию посевных работ.

Слово «сабан» в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самой тяжелой и трудоемкой частью весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Поскольку слово сабан на татарском языке означает - плуг, а слово туй - праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощенно, а именно - праздник плуга.


Сегодня Сабантуй превратился в праздник более культурно-массового характера, однако остался таким же любимым, причем не только у татар, но и у людей других национальностей. В основном на Сабантуй приходят молодые люди, которые хотят познакомиться и найти себе достойную девушку. Тем не менее, большой интерес этот праздник вызывает и у семейных пар с детьми, и у представителей старшего поколения.


Исямисиз!

При входе нас встретили организаторы в национальной одежде, поздоровавшись на татарском языке. Пройдя вглубь парка, у «Колокола Мира» мы увидели яркие большие буквы «Сабантуй», куда подходили фотографироваться люди. Здесь же разместилось несколько фотозон: первая в виде избы с печкой, настоящим расписным самоваром и татарскими сладостями; вторая - со стогами сена и корзинкой с фруктами, а третья - изба с двумя окошками.

Улыбки людей, красота одежды и вкусные угощения погрузили в атмосферу добра и уюта. Программа празднования продумана до мелочей, и всем нашлось занятие по душе. Дети с удовольствием участвовали в перетягивании каната, молодые парни состязались в армрестлинге, а девушки старались скорее добежать с коромыслом и не разлить воды. Семейные с задором надевали лыжи и слаженно стремились к финишу, а для старшего поколения были исполнены песни о Родине на татарском языке.

У посетителей также была возможность расположиться в тени деревьев, передохнуть после состязаний, наслаждаясь прохладным домашним компотом и приготовленными кушаньями.


В копилку воспоминаний

Безусловно, благодаря таким гуляниям семьи становятся крепче, молодые знакомятся, а нации сплачиваются. Сабантуй - это не просто праздник плуга, татарско-башкирское культурное мероприятие, это море впечатлений, радости и заряд позитивной энергетики.

Одна из участниц праздника Наталья Серебрякова, отметила:

О таком празднике я услышала впервые. Мне стало интересно посмотреть, как люди отмечают этот праздник. При входе в парк милиционеры, которые следили за порядком, приветствовали входящих людей на татарском языке. Как же здорово, что они почитают праздники и другой нации. Организаторы все хорошо придумали: различные конкурсы, в которых могли участвовать и взрослые, и дети. Посетители активно участвовали и были такими веселыми и довольными. Конкурсы простые, но люди получали столько радости! Все, как одна большая многонациональная семья, болели друг за друга и поддерживали. Я думала, что уже нет таких мероприятий, бесплатных, как раньше в детстве. Я словно побывала в лагере! Очень увлекательно было наблюдать за всем происходящим.


Студентка Камила Хамидуллина также поделилась своими впечатлениями:

Мне очень понравился этот праздник, даже несмотря на то, что на мероприятии я была не больше часа. Мне удалось увидеть как поют песни на красивом татарском языке, а посетители танцуют. По их лицам было видно, что они счастливы и как им радостно. Людям старшего поколения словно удалось вспомнить свою молодость и свои корни. С задором наблюдала за тем, как все, в основном дети и подростки, соревновались: кто быстрее принесет два ведра с водой, стараясь не разлить ее. Было видно, что они действительно хотели выиграть и серьезно состязались за звание победителя. Я ни за кого не болела, но искренне радовалась и волновалась, наблюдая за соревнованиями. То, с каким рвением молодые ребята хотели выиграть вызывало только положительные эмоции. Запомнила одну историю, когда два парня несли коромысла, так бежали, что нечаянно облили друг друга, но финишировали одновременно.

Наиболее сложная ситуация наблюдается в Комсомольском и Батыреевском районах

За минувшие сутки из-за паводков оказались затоплены некоторые частные дома в Аликовском, Батыревском, Ибресинском, Канашском, Комсомольском, Марпосадском, Урмарском, Цивильском, Яльчикском, Янтиковском районах Чувашии, а также в городе Шумерля.

Как сообщили в пресс-службе госкомитета Чувашской республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, наиболее сложная ситуац ия отмечена в Батыреевском и Комсомольском районах.

Так, в Батыреевском районе в зону паводков попали село Батырево, а также деревни Татарские Тимяши, Старые Тойси и Старое Ахпердино. Уровень воды повысился из-за быстрого таяния снега. В ликвидации последствий паводка задействованы 60 человек и 20 единицы техники. Кроме того, в зоне подтопления могут оказаться села Туруново, Новое Бахтиярово, Малые Арабузи

«Прибывшая на место происшествия оперативная группа Главного управления МЧС России по Чувашской Республике установила, что частично подтоплены пять жилых домов, 75 придомовых территорий и один участок автодороги. Жизнедеятельность населения не нарушена», – говорится в сообщении ведомства.

В свою очередь в Комсомольском районе введен режим повышенной готовности из-за стремительного подъема уровня воды реке Кубня. В селе Комсомольское оказались затоплены дома, расположенные на улицах Кубинская, Пушкина и Энгельса. На базе Комсомольской центральной районной больницы развернут пункт временного размещения.

21 июля 2018 года в Московском государственном музее-заповеднике «Коломенское» состоялся общегородской традиционный татаро-башкирский национальный праздник «Сабантуй-2018» .

прошел с большим размахом,грандиозное и масштабное мероприятие на огромных площадях более 200 000 квадратных метров.

Более 300 тысяч москвичей и гостей столицы посетили фестиваль,на приблизительное количество было 200 тысяч человек.

Гостей и жителей столицы порадовали развлекательные программы на нескольких сценических площадках:
«Европа», «Азия», «Африка», «Америка», «Австралия» ,где c успехом прошли концерты,игры,мастер-классы,бесплатный розыгрыш автомобиля ,недельного отдыха в Ялте на вилле Рената Ибрагимова.


В концерте приняли участие артисты,танцевальные и музыкальные коллективы Татарстана и Башкортостана,Москвы и других регионов России,стран мира.

Татарская деревня.

Здесь была развернута: полевая кухня,где угощали настоящей армейской кашей и чаем .


ярмарка изделий народных художественных промыслов

Мы слышим слово «Сабантуй» и сразу же представляем солнечный и тёплый летний день. Сабантуй - самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. Но не все, наверно, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй». Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте» - весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй - один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя - куреш - также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.


Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров - победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное - подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник - Джиен.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом - состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень - аксакалы,- договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «серэн салу» или «серэн» занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «селге жыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши разъезжая по деревне на украшенных конях, выкрикивали: «Арапэ! Арапэ!
Арапэ!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материи и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся.

Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно эта часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Состязания

Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба - куреш - и скачки. До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.


Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет людей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.


Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как только таял снег и подсыхали дороги, по вечерам юноши выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

Догони девушку («Кыз куу»)

Ещё одно из традиционных конных состязаний Сабантуя- «Кыз куу».

Девушка, как птица, несётся на быстром коне, а джигит должен догнать и поймать её, как беркут. А поймав, забрать платок из рук девушки и поцеловать её в щёку. Если парень не догнал девушку за отведённое время, на обратном пути она могла над ним посмеяться и постараться сбить камчой шапку с его головы. Это считалось большим позором для джигита.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.


Праздники, связанные с земледелием, проводятся и у других народов. Например, удмурты празднуют «Тулыс Геры». Этот праздник также проводится до весенних полевых работ. У марийцев существует «Агавайрем», «Агапайрем» или «Пеледыш пайрем», который проводится после весенних полевых работ. Наиболее близок к Сабантую чувашский Акатуй. Слово «акатуй» буквально переводится как «посевная свадьба». У чувашей бытовали два названия этого праздника - Акатуй и Сабантуй,- имевшие аналогичное значение. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: борьба на поясах, бег, скачки.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

М. Хабибуллин. Отрывок из романа «Кубрат хан»
Тут настало и время для кызкуыштуя - праздника выбора. Улуг-хан, наградив победителей состязания, вернулся к почётным гостям, а место на майдане заняла ханша Аппак. Теперь ей принадлежала главная роль. Она сидела на почётном месте, у её ног сложены подарки для тех, кто сегодня станет мужем и женой. Прост был древний обычай булгар: у берега моря проводилась черта и на неё становилась девушка, метрах в тридцати от неё на такой же черте становился юноша, и если догонял он ту, что хотел назвать своею женою, прежде, чем она добегала до моря, волею Тангрэ становились они парой. А если нет…
С красной ленты срывалась девушка и, если не хотела достаться какому-либо батыру, успевала добежать до воды и замочить ноги. И тогда имела право ещё раз - сколько угодно раз - снова становиться на ленту, до тех пор, пока не догонит её тот, кому она согласна быть женой. А батыр, не догнавший свою избранницу, на целый год терял право на жену, и крепко должен был подумать иной храбрец, если только не улыбнулась ему заранее та, с которой он вместе рискнул выйти к ленте: на расстоянии полёта стрелы трудно догнать ту, которая не хочет, чтобы её догнали.
И вот вышла первая пара… Ханша взмахнула платком - вихрем понеслась девушка к полоске воды. Ещё быстрее сорвался со своего места батыр … «Догонит! - кричали в толпе. - Эй, прибавь, не ленись!» «Не догонит! - кричали другие. - Не за невестой ему бежать, дома сидеть…» За несколько шагов до воды девушка оглянулась… можно сказать: не оглянись она, не догнал бы её батыр. А тут подвернулась нога, споткнулась девушка - а, хромая, до бега ли? Правда, когда вёл её за руку крепыш к тому месту, где, улыбаясь, ждала эту пару жена Кубрат-хана Аппак, не выглядела девушка чересчур огорчённой, а батыр - тот улыбался вовсю. Подойдя к ханше, наклонили они головы друг к другу… Щедрые подарки вручила им Аппак и от души пожелала долгой жизни и множества детей.
А на ленту вышла следующая пара. И здесь чуть не кончилось всё печально - у самой кромки воды, в самый последний момент догнал батыр свою избранницу. А вот третий не догнал. Чуть-чуть, один шаг оставалось ему сделать, но как раз этого шага ему не хватило, и, повесив голову, не глядя ни на кого, неудачник побрёл вдоль моря и шёл так неведомо куда, пока не скрылся из виду.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки - ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным - сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.

© 2024 laserpro-kolomna.ru
Праздничный портал - Гости в доме